Однако что-то общее выделить можно: мы внимательно и с удовольствием наблюдаем над работой разных команд, запускающих новые продукты, и, если они приходят к успеху, мы стараемся рассмотреть ключевые шаги, которые для этого были предприняты.
Итак, команды из разных стран, разных сфер и с разными подходами, но одинаково достигшие роста созданного IT продукта, с небольшими вариациями следовали такому плану (по порядку с комментариями, но далее будет и вариант с чекбоксами):
1. Понимание проблемы людей
Оказывается, это гораздо сложнее, чем звучит. Если люди чего-то не делают или делают не оптимальным образом – это не означает, что у них есть проблема. Например, может показаться, что людям было бы удобно созваниваться с врачами по видео, а не ходить в больницу. Но проблемы здесь нет, так как поход в больницу для большинства – это определенный психологический ритуал, и телефон его не заменяет.2. Продажа продукта
Да, в наиболее успешных проектах это делают сразу. Даже MVP не нужен, чтобы продать продукт. Как правило, это получается с помощью лэндинга, промо ролика, личных встреч или социальных сетей – то есть тех путей, которыми наиболее быстро можно прийти к клиентам.3. Привлечение аудитории
И это тоже делается перед разработкой первой версии. Если продукт продается и есть первые подписчики, то вокруг них начнет собираться коммьюнити: или через рассылки, или через подписчиков в соц сетях – не так важно. Но одной из первых задач успешных команд значится привлечение ста подписчиков, активно интересующихся разработкой.4. Составление плана разработки MVP
Что интересно, предприниматели, которые запускают успешно работающие мобильные приложения, ошибаются не реже, чем те, кого при старте сразу постигает неудача. Просто на каждую попытку они тратят гораздо меньше усилий. Они уже ошиблись несколько раз на предыдущих шагах, и к этому этапу приходят далеко не с первой попытки, но с уже проверенной концепцией. В то время как другие сразу начинают делать MVP (иначе как же показать пользователям/инвесторам?)5. Поиск подрядчиков
План разработки MVP – всегда более продуктовый, маркетинговый, нежели технический. Не столь важно, в каком виде предполагается реализовать MVP – сайт, кросс–платформенное или нативное приложение, использование уже полностью готового сервиса. Гораздо важнее – насколько быстро и качественно выбранное решение позволит проверить концепцию. В зависимости от технологий подбираются подрядчики: SMM–специалисты, программисты, копирайтеры, дизайнеры и т.д. В статье о стоимости разработки мобильных приложений можно просмотреть пример таблицы сравнения кандидатов.6. Быстрый старт разработки
План по разработке должен быть максимально простым и прозрачным: как правило, спринтами по одной–две недели. Начинать надо с дизайна и его тестирования. И даже на этом этапе некоторые команды продолжают выбрасывать все лишнее – как показывает опыт, это гораздо важнее для успеха, чем придумывание нового функционала (вспомните первые версии Uber, Twitter, GMail и многих других продуктов).7. Запуск предзаказов
С набранной аудиторией на третьем шаге постоянно поддерживается коммуникация: привлекаются лидеры мнений, им рассказывают о процессе разработке, с ними советуются по некоторым вопросам (особенно касаемо дизайна), чтобы создать ощущение единой команды. Мобильные приложения на этом этапе публикуются в Google Play и App Store для возможности предзаказа: будущие пользователи подписываются уже сейчас на продукт, и он будет установлен автоматически на их устройства, когда выйдет в релиз.8. Маркетинговая кампания
По сути начинается с самого первого шага: маркетинг есть в каждом этапе разработки. Однако пока программисты и дизайнеры трудятся над реализацией технической части, остальные участники команды фокусируются на партнерствах, договоренностях, переговорах со СМИ о будущих публикациях, раздают промо-коды. Это – самый важный этап после проверки гипотезы.9. Тестирование и запуск продукта
Успешных стратегий здесь достаточно много, но, как правило, это мягкий запуск на уже привлеченной аудитории и тестовых закупках когорт по основным сегментам целевой аудитории. Тестируются разные города, разный возраст, вариации интересов.10. Анализ обратной связи
В процессе разработки в сервис интегрируется несколько аналитических инструментов, позволяющих понять каждый шаг поведения пользователя. Важно понять действия разных групп людей, пришедших из разных источников. Далее – формирование плана следующего шага (тестирование других групп; правки в продукт; изменение нюансов маркетинговой стратегии).Этот же список в виде чеклиста:
Понимание проблемы людей
Действительно ли проблема существует?
▢ Как сейчас люди решают эту проблему?
▢ Почему ваше решение будет лучше?
▢ Продажа продукта
▢ Продать продукт до реализации
▢ Тестирование разной аудитории
▢ Привлечение аудитории
▢ Создать лэндинг или группу
▢ Привлечь сто первых человек
▢ Постоянно вести коммуникацию
▢ Составление плана разработки MVP
▢ Выписать весь возможный функционал
▢ Убрать весь лишний функционал
▢ Спланировать обновления после запуска
▢ Поиск подрядчиков
▢ Переговорить минимум с пятью кандидатами
▢ Сравнить итоговые баллы
▢ Быстрый старт разработки
▢ Первая версия MVP за 2-4 недели
▢ Поэтапное улучшение MVP
▢ Сбор обратной связи
▢ Запуск предзаказов
▢ Продвижение страниц приложения
▢ Маркетинговая кампания
▢ Постоянная коммуникация с аудиторией
▢ Тестирование различных каналов
▢ Тестирование и запуск продукта
▢ Закупка контрольных когорт
▢ Анализ обратной связи
▢ Сбор фидбека с контрольных когорт
▢ Планирование следующего спринта
Ни один план не является идеальным, и, конечно, не существует универсального работающего рецепта для всех случаев. Однако есть определенная система подхода к разработке и запуску продукта, которая позволяет сэкономить силы, ресурсы и время, полностью сосредоточившись на главном – создании максимальной пользы клиентам.
Этот список – наш собирательный образ такой системы исходя из наблюдений за тем, как работают самые успешные IT предприниматели. Надеемся, нам удастся перенять и передать их опыт максимально полно.